Информационное письмо «О неправомерности определения достоверности показаний путем судебной экспертизы»
https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-3-64-73
Аннотация
В информационном письме рассматриваются возможности назначения таких экспертиз и основания проводимых исследований, в соответствии с научными принципами профессиональной деятельности экспертов.
Письмо подготовлено под руководством директора ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, почетного работника юстиции России С.А. Смирновой и заместителя генерального директора по научной работе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России доктора медицинских наук, профессора Е.В. Макушкина, доктором юридических наук А.Я. Аснисом, доктором психологических наук Е.В. Васкэ, доктором психологических наук профессором Е.Г. Дозорцевой, доктором психологических наук профессором Ф.С. Сафуановым, кандидатом юридических наук доцентом С.Н. Шишковым, кандидатом психологических наук доцентом С.С. Шипшиным, кандидатом психологических наук доцентом Д.С. Ошевским, кандидатом медицинских наук Д.В. Бердниковым, кандидатом юридических наук доцентом Т.Н. Секераж, кандидатом юридических наук А.Н. Калининой.
Письмо утверждено Научно-методическим советом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (Протокол № 6 от «15» июня 2016 года) и Ученым советом ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России (Протокол № 7 от «20» июня 2016 года). Для следователей, судей, прокуроров, руководителей федеральных бюджетных учреждений Минюста России, судебных психологов.
Об авторах
С. А. СмирноваРоссия
Е. В. Макушкин
Россия
А. Я. Аснис
Россия
Е. В. Васкэ
Россия
Е. Г. Дозорцева
Россия
Ф. С. Сафуанов
Россия
С. Н. Шишков
Россия
С. С. Шипшин
Россия
Д. С. Ошевский
Россия
Д. В. Бердников
Россия
Т. Н. Секераж
Россия
А. Н. Калинина
Россия
Список литературы
1. Васкэ Е.В. Особенности проведения судебно-психологических экспертиз в ходе предварительного расследования: Практическое пособие. Н. Новгород: ГУВД по Нижегородской области, 2007. 71 с.
2. Васкэ Е.В., Виноградов А.П. Судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные с ними экспертизы: особенности назначения и проведения в ходе предварительного следствия: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: СУ СК РФ по Нижегородской области, 2016. 88 с.
3. Дозорцева Е.Г., Афанасьева А.Г. Оценка достоверности свидетельских показаний несовершеннолетних // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 3. С. 47-56. https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040306
4. Дозорцева Е.Г., Жбанкова О.В., Гаврилова Т.В. Комплексная методика допроса несовершеннолетних (малолетних) потерпевших от преступлений сексуального характера // Практическое пособие по проведению допроса несовершеннолетних (малолетних) потерпевших от преступлений сексуального характера (в печати).
5. Енгалычев В.Ф., Кравцова Г.К., Холопова Е.Н. Судебная психологическая экспертиза по выявлению признаков достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий): монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 328 с.
6. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности давать показания //Медицинская и судебная психология: Курс лекций: учеб. пособие/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2009. С. 506-527.
7. Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе //Психологический журнал. 1994, № 3. С. 50-54.
8. Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н. Экспертиза «правдивости» показаний (Возможности психологической экспертизы) //Законность, 1992. № 2. С. 13-14.
9. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство «Юрайт», 2014. 421 с.
10. Ситковская О.Д., Конышева Л.П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе: Научно-методическое пособие. М.: Юнити-Дана, 2001. 72 с.
11. Ситковская О.Д. Психология свидетельских показаний: Научно-методическое пособие. М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2007. 80 с.
12. Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2005. 320 с.
13. Фрай О. Ложь. Три способа выявления лжи. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. 286 с.
14. Холевчук А.Г. Криминалистический анализ зарубежных методов детекции лжи:тенденции и определение перспектив //Инновации в науке/Сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (50). Часть I. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. 124 с.
15. Amado B.G., Arce R., Farina F. Undeutsch hypothesis and Criteria Based Content Analysis: A meta-analytic review. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2015. Vol. 7. № 1. P. 3-12. https://doi.org/10.1016/j.ejpal.2014.11.002
16. Anson D.A., Golding S.L., Gully K.J. Child sexual abuse allegations: Reliability of criteria-based content analysis // Law and Human Behavior. 1993. Vol. 17. №3. P. 331-341. https://doi.org/10.1007/BF01044512
17. Arntzen F. Psychologie der Zeugenaussage. System der Glaubwürdigkeitsmerkmale. München: Beck, 1983. 171 p.
18. Assessment of child witness statements using criteria-based content analysis (CBCA): The effects of age, verbal ability, and interviewer‘s emotional style/Santtila P., Roppola H., Runtti M., Niemi P. // Psychology, Crime and Law. 2000. Vol. 6. № 3. P. 159-179. https://doi.org/10.1080/10683160008409802
19. Bauer P.J., Wewerka S.S. Saying is revealing: Verbal expression of event memory in the transition from infancy to early childhood / P. van den Broek, P.J. Bauer, T. Bourg (eds.) Developmental spans in event comprehension and representation: Bridging fictional and actual events. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. P. 139-168.
20. Boychuk T. Criteria-Based Content Analysis of children's statements about sexual abuse: A field-based validation study/Unpublished doctoral dissertation, Arizona State University. 1991.
21. Brown J.M. Statement Validity Analysis/J.M. Brown, E.A. Campbell The Cambridge Handbook of Forensic Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 319-326.
22. Bruner J., Haste H. Making sense: The child construction of reality. New York: Methuen, 1987.
23. Colewell K., Hiscock C.K., Memnon A. Interviewing techniques and the assessment of statement credibility//Applied Cognitive Psychology. 2002. Vol. 16. № 3. P. 287-300. https://doi.org/10.1002/acp.788
24. Sporer S., Blandon-Gitlin I., Masip J., Hauch V. Content cues to veracity: A meta-analysis of the validity of Criteria-Based Content Analysis // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4-7 August 2015). Abstracts. 2015. p. 238.
25. Bogaard G., Meijer E.H., Vrij A., Broers N.J., Merkelbach H. Contextual Bias in Verbal Credibility Assessment: Criteria-Based Content Analysis, Rality Monitoring and Scientific Content Analysis //Applied Cognitive Psychology. 2014. Vol. 28. № 1. P. 79-90. https://doi.org/10.1002/acp.2959
26. Blandon-Gitlin I., Pezdek K., Lindsay D.S., Hagen L. Criteria-based Content Analysis of True and Suggested Accounts of Events // Applied Cognitive Psychology. 2009. Vol. 23. № 7. P. 901-917. https://doi.org/10.1002/acp.1504
27. Lamb M.E., Sternberg K.J., Esplin P.W., Hershkowitz I., Orbach Y., Hovav M. Criterion-Based Content Analysis: A field validation study //Child Abuse and Neglect. 1997. Vol. 21. № 3. P. 255-264. https://doi.org/10.1016/S0145-2134(96)00170-6
28. Pezdek K., Morrow A., Blandon-Gitlin I., Goodman G.S., Quas J.A., Saywitz K.J., Bidrose S., Pipe M.-E., Rogers M., Brodi L. Detecting Deception in Children: Event Familiarity Affects Criterion-Based Content Analysis Rating //Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89. №1. P. 119-126. https://doi.org/10.1037/0021-9010.89.1.119
29. Dettenborn H., Fröhlich H.-H., Szewczyk H. Forensische Psychologie. Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1984. P. 394.
30. Fivush R. Haden C.A. Narrating and representing experience: Preschoolers' developing autobiographical recounts / In: P. van den Broek, P.J. Bauer, T. Bourg (Eds.) Developmental spans in event comprehension and representation: Bridging fictional and actual events. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1997. P. 169-198.
31. Goodman G.S. Commentary: On stress and accuracy in research on children's testimony/J. Doris (Ed.) The suggestibility of children's recollections. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. P. 77-82.
32. Halfmann E., Sporer S.L. Belief in Context: Effects of suspect preparation time on belief about Scientific Content Analysis // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4 -7 August 2015). Abstracts. 2015. p. 92-93.
33. Honts C. R. Assessing children's credibility: Scientific and legal issues in 1994//North Dakota Law Review. 1994. Vol. 70. P. 879-903.
34. Interviewer questions and content analysis of children's statements of sexual abuse/Craig R.A., Scheibe R., Raskin D.C., Kircher J.C., Dodd D.//Applied Developmental Science. 1999. Vol. 3. № 5. P. 77-85 https://doi.org/10.1207/s1532480xads0302_2
35. Köhnken G. Statement Validity Analysis and the detection of the truth/In P.A. Granhag, L.A. Stromwall (Eds.) The detection of deception in forensic context. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2004. P. 41-63.
36. Köhnken G. Mythen und Missverständnisse bei der Beurteilung von (Zeugen) Aussagen/N. Saimeh (Hrsg.) Kriminalität als biographisches Scheitern. Forensik als Lebenshilfe? Bonn: Psychiatrie-Verlag, 2010. P. 50-62.
37. Köhnken G., Manzanero A.L., Scott M.T. Statement validity assessment: myths and limitations // Anuario de Psicología Jurídica. 2015. № 25. P. 13-19.
38. Lamers-Winkelman F., Buffing F. Children's testimony in the Netherlands: A study of statement validity Analysis // International perspectives on child abuse and children testimoniy: Psychological Research and law. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 1996. P. 45-62.
39. Moston S. How children interpret and respond to questions: situation sources of suggestibility in eyewitness interviews // Social Behavior. 1990. № 5. P. 155-167.
40. Nelson K. Event knowledge and cognitive development/K. Nelson (Ed.) Event knowledge: Structure and functions in development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1986. P. 1-19.
41. Nelson K. Remembering and telling: A Developmental story//Journal of Narrative and Life History. 1991. №1. P. 109-127 https://doi.org/10.1075/jnlh.1.1.05chi
42. Parker A.D., Brown J. Detection of deception: Statement Validity Analysis as a means of determining truthfulness or falsity of rape allegations//Legal and Criminological Psychology. 2000. Vol. 5. №2. P. 237-259 https://doi.org/10.1348/135532500168119
43. Raskin D.C., Esplin P.W. Statement Validity Assessment: Interview procedures and content analysis of children's statements of sexual abuse // Behavioral Assessment. 1991. Vol. 13. рр. 265-291.
44. Horowitz S.W., Lamb M.E., Esplin P.W, Boychuk T.D., Krispin O., Reiter-Lavery L. Reliability of criteria-based content analysis of child witness statements // Legal and Criminological Psychology. 1997. Vol. 2. № 1. P. 11-21. https://doi.org/10.1111/j.2044-8333.1997.tb00329.x
45. Ruby C.L., Brigham J.C. The usefulness of the Criteria-Based Content Analysis technique in distinguishing between truthful and fabricated allegations//Psychology, Public Policy, and Law. 1997. Vol. 3. № 4. P. 705-737 https://doi.org/10.1037/1076-8971.3.4.705
46. Steller M., Köhnken G. Criteria-Based Content Analysis/In D. C. Raskin (Ed.), Psychological methods in criminal investigation and evidence. New York: Springer-Verlag, 1989. P. 217-245.
47. Herschkowitz I., Lamb M.E., Sternberg K.J., Esplin P.W. The relationships among interviewer utterance type, CBCA scores and the richness of children's responses // Legal and Criminological Psychology. 1997. Vol. 2. № 2. P. 169-176. https://doi.org/10.1111/j.2044-8333.1997.tb00341.x
48. Volbert R., Hoff K., Lehmann R. Criteria-Based Content Analysis: Empirical analysis of diagnostic value and latent structures //EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4 -7 August 2015). Abstracts. 2015. P. 268.
49. Volbert R., Steller M., Glaubhaftigkeit T., Bliesener F. Lösel G. Köhnken (Hrsg.) Lehrbuch der Rechtpsychologie. Bern: Verlag Hans Huber, Hogrefe AG, 2014. S. 391-407.
50. Vrij A. Criteria-based content analysis a qualitative review of the first 37 Studies // Psychology, Public Policy, and Law. 2005. Vol. 11. № 1. P. 3-41. https://doi.org/10.1037/1076-8971.11.1.3
51. Wells G.L., Loftus E.F. Commentary: Is this child fabricating? Reactions to a new assessment technique / In: J. Doris (Ed.), The suggestibility of children's recollections. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. P. 168-171.
52. Wojciechowski B. Classification tree: A step forward to standardized and accurate content analysis // EAPL + World Conference 2015 (Nuremberg, Germany, 4-7 August 2015). Abstracts. 2015. p. 292-293.
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова С.А., Макушкин Е.В., Аснис А.Я., Васкэ Е.В., Дозорцева Е.Г., Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н., Шипшин С.С., Ошевский Д.С., Бердников Д.В., Секераж Т.Н., Калинина А.Н. Информационное письмо «О неправомерности определения достоверности показаний путем судебной экспертизы». Теория и практика судебной экспертизы. 2016;(3(43)):64-73. https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-3-64-73
For citation:
Smirnova S.A., Makushkin E.V., Asnis A.Ya., Vaske E.V., Dozortseva E.G., Safuanov F.S., Shishkov S.N., Shipshin S.S., Oshevskii D.S., Berdnikov D.V., Sekerazh T.N., Kalinina A.N. Information Letter “On the Issue of Legal Wrongfulness in Establishing Witness Credibility through Forensic Evaluation”. Theory and Practice of Forensic Science. 2016;(3(43)):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-3-64-73